Анализ переводческих трансформаций на примере рассказа О. Уайльда 'Счастливый принц'
Класс: 6
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: изучение нового материала
Методы:
- объяснительно-иллюстративный метод (слово учителя как необходимый элемент в системе урока изучения учебного материала, сообщение обучающихся как реализация ролевого распределения материала);
- метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);
- эвристический метод (беседа по вопросам учителя, наблюдение);
- проблемно-поисковый (решение проблемных вопросов);
Оборудование и материалы:
- компьютер с лицензированным программным
обеспечением:
- ОС MS Windows XP
- MS Office
- проектор;
- Презентация
- «Уголок писателя»: портрет, книги, иллюстрации к
произведениям, виды Лондона, родины О. Уайльда;
текст сказки О. Уайльда «Счастливый принц»; - раздаточный материал.
Цель: раскрывая идейное содержание сказки, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения.
Задачи:
- Образовательные – использовать содержание сказки О. Уайльда «Счастливый принц» для расширения смыслового поля важнейших нравственных понятий «добро», «милосердие», «гуманность», «счастье».
- Развивающие – развитие навыков анализа произведения малой прозаической формы, навыков анализа произведений живописи, киноискусства (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков и умений по применению знания в новой ситуации).
- Воспитательные – способствовать воспитанию доброты и милосердия, прогнозированию последствий своих поступков, развитию готовности к социальному взаимодействию.
Планируемые результаты:
- Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
- Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Предметные результаты:
- глубокое понимание идейного содержания сказки, её художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ключевые понятия: добро, нравственность, счастье, сострадание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация
– Здравствуйте! Присаживайтесь! Вы готовы к
уроку? Тогда мы можем начинать…Закройте глаза на
минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у
нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у
вассчастливые и добрые лица.
– Сегодня нам предстоит непростой урок, мы с вами
будем постигать мир человеческой души, оценивать
поступки, пробовать давать оценку им, что всегда
делать очень сложно. Попробуем найти ответ на
вопрос: «Делать добро – это счастье?..» Пусть этот
урок принесёт вам радость новых открытий,
радость познания.
2. Анализ сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц». Беседа с обучающимися
«На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги», – так начинается сказка английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц».
Вопросы, способствующие раскрытию читательского восприятия
– Вы все прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями о ней. О чём заставила задуматься? Как на эти вопросы ответили ваши родители? (Сказка не может оставить равнодушным никого. Она пронизана идеей добра и милосердия. Детям нравятся главные герои – Счастливый принц и Ласточка, неожиданный сюжет, красота языка. Они чувствуют грустную тональность повествования, в которой добро всё-таки возвышается над равнодушием и чёрствостью).
– Выразите одним словом – именем существительным – то, что вы ощутили после чтения. (Добро, счастье, боль, нищета, страдание, милосердие, любовь, сострадание, смысл жизни, надежда, радость, грусть, равнодушие, злоба)
– В качестве домашнего задания вам нужно было подготовить словарную статью ключевых понятий урока. Знакомство со словами «добро», «сострадание». (Обучающиеся зачитывают словарные статьи предложенных слов).
Добро – всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Синонимы: благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение.
Сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые чьим-либо страданием, несчастьем. Синонимы: участие, жалость, сожаление, милосердие, сочувствие, соболезнование, гуманность, сердобольность, сердоболие.
(«Большой толковый словарь русского языка» А.С. Кузнецов, «Словарь синонимов русского языка» М.Р. Львов).
– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма «Счастливый принц». На каком приеме построено начало данного рассказа? Кого мы видим в этом городе? (Начало рассказа построено на антитезе – противопоставлении. На фоне красоты и великолепия статуи Счастливого Принца мы видим нищих, бездомных людей, охваченных горем, страданиями, безысходностью, болезнями).
– Почему же люди называли статую Счастливым Принцем? (Он был очень красив и «покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги». Сверкающие камни и золото притягивали взоры людей, и Принц казался им воплощением счастья и благополучия. Позже Принц скажет: «Люди, покуда живут, думают, что в золоте счастье»).
– Но ведь его и при жизни называли Счастливым Принцем. Выразительно прочитайте, как об этом рассказывает сам героя. (Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слезы, – ответила статуя. – Я жил во дворце San-Souci (Дворец беззаботности), куда скорби вход воспрещен. Днем я в саду забавлялся с товарищами, а вечером я танцевал в главной зале. Сад был окружен высокой стеною, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней. Вокруг меня все было так роскошно! «Счастливый Принц» – величали меня приближенные, и вправду я был счастливый, если только в наслаждениях счастье).
– Когда Принц перестал быть беззаботным и радостным? (Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже не живой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета, какая только есть в моей столице. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез).
– Что же он увидел с высоты своей колонны? Перечитаем его рассказы о своём городе.
(На фоне музыки концерта А. Вивальди «Зима», 1 часть, звучат отрывки).
Там, далеко, в переулке, я вижу убогий дом, – продолжала статуя тихим мелодическим голосом. – Одно окошко открыто, и мне видна женщина, сидящая возле стола. Лицо у нее изможденное, руки огрубевшие и красные, они сплошь исколоты иголкой, потому что она швея. Она вышивает цветы страстоцветы на шелковом платье прекраснейшей из фрейлин королевы, для ближайшего придворного бала. А в постельке, поближе к углу, ее больное дитя. Ее мальчик лежит в лихорадке и просит, чтобы ему дали апельсинов. У матери же нет ничего, только речная вода. И вот этот мальчик плачет.
Там, далеко, за городом я вижу в мансарде юношу. Он склонился над столом, над бумагами. Перед ним завядшие фиалки. Его губы алы, как гранаты, его черные волосы вьются, а глаза его большие и мечтательные. Он торопится закончить свою пьесу для директора театра, но он слишком озяб, огонь догорел у него в очаге, и от голода он лишается чувств.
Внизу, на бульваре, – молвил Счастливый Принц, – стоит маленькая девочка со спичками. Она уронила их в канаву, они испортились, и отец её прибьет, если она возвратится без денег. Она плачет. У нее ни башмаков, ни чулок, и голова у нее непокрытая.
(Демонстрируются картины Ф.С. Журавлёва «Дети-нищие», 1860-е, В.Г. Перова «Дети на кладбище», В.Г. Перова «У замёрзшего фонтана»,1865, «Спящие дети, 1870, И.М. Прянишникова «Швея», 1870).
– Посмотрите репродукции картин. Что объединяет эту реалистическую живопись с рассказами Принца о городе? (Страдание людей, нищета, бедность людей, которые измождены от голода, холода, болезней – это и есть единый мотив сказки и картин, отражающих социальную действительность. Во многом рассказы Принца выглядят совсем не сказочно, а скорее близки действительности и очень искусно вплетены в ткань сказки).
– Какая страна противопоставлена мрачному, холодному и бесприютному городу? То рассказывает о ней Принцу? (Ласточка постоянно говорит о Египте, как о счастливой и богатой стране).
– Перечитаем рассказы о Египте. Чем привлекателен он? (На фоне музыки концерта А. Вивальди «Зима», 2 часть, звучат отрывки).
Мои подруги кружатся над Нилом и беседуют с пышными лотосами. Скоро они полетят на ночлег в усыпальницу великого царя. Там почивает он сам, фараон, в своем роскошном гробу. Он закутан в желтые ткани и набальзамирован благовонными травами. Шея у него обвита бледно-зеленой нефритовой цепью, а руки его, как осенние листья.
Завтра подруги мои полетят на вторые пороги Нила. Там гиппопотамы лежат в тростниках, и на великом гранитном престоле восседает там бог Мемнон. Всю ночь он глядит на звезды, а когда засияет денница, он приветствует ее радостным криком. В полдень желтые львы сходят к реке на водопой. Глаза их подобны зеленым бериллам, а рев их громче, чем рев водопада.
А в Египте теплое солнце на зелени пальм, и крокодилы вытянулись в тине и лениво глядят по сторонам. Мои подруги вьют уже гнезда в Баальбековом храме, а белые и розовые голуби смотрят на них и воркуют.
Тёплая, светлая, мягкая музыка Вивальди усиливает ощущение гармонии и света.
(Демонстрируются картины Д. Робертса «Гиза. Пирамиды Хеопса и Хефрена», «Колоссы Мемнона», «Большой Сфинкс», Ж.-Л. Жерома «Верблюды у источника»,).
– Посмотрите репродукции картин, посвящённые Египту. Похож ли Египет, который создали на своих полотнах художники на тот, о котором рассказывала Ласточка?(Похож. Он такой же яркий, таинственный, тёплый, полный чудес. В Египте тепло, много зелени, птиц и животных, и все они живут в мире среди покоя, солнца, древних храмов и царских гробниц).
– Чудесная страна из какого-то сна…Она совсем непохожа на тот страшный город, в котором по воле судьбы оказалась Ласточка. Почему же она не улетела? (Сначала она пожалела его, ведь он так хотел помочь людям, но был неподвижен и беспомощен., а у неё было «предоброе сердце». А потом, когда по его просьбе выклевала глаза-сапфиры, сказала: «Теперь, когда ты слепой, я останусь с тобой навеки». Огромное чувство любви не позволило Ласточке улететь).
– Счастливый Принц говорит: «Самое удивительное в мире – это людские страдания». Почему в городе живут люди, которым плохо? Почему они страдают? (Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни, наживаются на чужой беде, за счёт других. Вспомните девушку из прекрасного дворца, которая упрекает бедную, измождённую швею в лени, полицейского, который безжалостно прогоняет нищих детей под дождь).
– Давайте послушаем самых главных людей города. (Обучающиеся выразительно по ролям читают отрывок из сказки).
Рано утром внизу на бульваре гулял городской голова, а с ним городские советники. Проходя мимо колонны Принца, голова посмотрел на статую.
– Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый Принц! – воскликнул городской голова.
– Именно, именно оборвыш! – подхватили городские советники, всегда с головой соглашающиеся.
И они приблизились к статуе, чтобы ее осмотреть.
– Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него сошла, – продолжал городской голова. – Он хуже любого нищего!
– Именно, хуже нищего! – подтвердили городские советники.
– А у ног его валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.
И секретарь городского совета тотчас же занес это предложение в книгу.
И свергли статую Счастливого Принца.
– В нем уже нет красоты, а стало быть, нет и пользы! – говорил в университете профессор эстетики.
И расплавили статую в горне, и созвал голова городской совет, и решали, что делать с металлом.
– Сделаем новую статую! – предложил городской голова. – И эта новая статуя пускай изображает меня!
– Меня! – сказал каждый советник, и все они стали ссориться.
Недавно мне довелось о них слышать: они ссорятся и доныне.
– Какими же предстают власти города? (Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными).
– Трудно жить в таком городе. Как Счастливый Принц решает помочь обездоленным людям? (Демонстрируется фрагмент из мультипликационного фильма).
Он сказал Ласточке:
– Я весь позолоченный. Сними с меня золото, листок за листком, и раздай его бедным. Люди думают, что счастье в золоте.
– Трагичен финал сказки: от лютого холода погибает Ласточка, «и в ту же минуту страшный треск раздался у статуи внутри, словно что-то там разорвалось. Это раскололось оловянное сердце». Посмотрите два фрагмента из мультипликационных мультфильмов, рассказывающих об этой трагедии. Какой из финалов вам кажется наиболее ярким? Почему?
– Почему раскололось сердце Принца? Автор говорит об этом так: «Воистину был жестокий мороз». А вы тоже считаете, что во всём повинен холод? (Нет. Сердце Счастливого Принца раскололось в ту же минуту, когда умерла Ласточка. Он не вынес этого горя).
– И всё-таки наши герои счастливы. Почему? (Они счастливы, потому что пожертвовали собой ради других. Помните, Ласточка, рассказывая Принцу о том, как она помогла швее и её ребёнку, говорит: «И странно…хотя на дворе стужа, мне теперь нисколько не холодно». А Принц ей объясняет: «Это потому что ты сделала доброе дело!» В добре сила радости и счастья).
– В начале урока мы задали себе вопрос «Делать добро – это счастье?..» А может, счастье в золоте, как считали люди, жившие в городе, или в наслаждении, как думал Принц до того момента, пока не прикоснулся к людскому горю? Попробуйте ответить на него теперь, когда разговор о сказке подходит к концу. (Конечно, это счастье – делать добро. Тот, кто делает добро другому, делает добро себе. Э. Роттердамский. Вспомните какое-нибудь доброе дело, сделанное вами, и то чувство, которое вы испытали при этом. Вам было хорошо, тепло, радостно, вы были счастливы, что смогли оказаться кому-то нужным в трудную минуту).
– Почему же нужно спешить делать добрые дела? (Нужно спешить делать добрые дела, чтобы успеть, чтобы не опоздать оказать помощь тем, кто в ней нуждается именно сейчас, а не завтра или как-нибудь потом. Может быть слишком поздно).
– В начале урока мы знакомились со словами «добро», «сострадание». Анализируя сказку, мы с вами подошли к таким понятия, как «счастье», «нравственность». (Обучающиеся знакомятся со словами).
Нравственность –
1. Внутренние (духовные и душевные) качества
человека, основанные на идеалах добра,
справедливости, долга, чести и т.п., которые
проявляются в отношении к людям и природе.
2. Совокупность норм, правил поведения человека в
обществе и природе, определяемые этими
качествами. Синонимы: мораль, благонравие,
добродетельность, беспорочность, добронравие,
благородство, целомудрие.
Счастье – состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.
– А каким вам представляется писатель, создавший такую замечательную сказку? (Он добрый, чуткий, сочувствующий бедным и осуждающий богатых, для него ценны не материальные блага, а Добро, Сострадание, Милосердие.)
– Так, к сожалению, было не всегда. Когда он
создавал свои сказки, он не был таким, каким
предстаёт перед нами из них: он только хотел,
чтобы его видели таким. Но станет таким после
тяжёлых испытаний. Послушайте короткую историю
его жизни: «В ноябре 1895 года в Реддингтонскую
каторжную тюрьму был доставлен из Лондона в
ручных кандалах знаменитый английский писатель
Оскар Уайльд. Он был приговорён к нескольким
годам заключения за «нарушение нравственности».
На вокзале в Реддинге вокруг Уайльда собралась
толпа любопытных. Писатель, одетый в полосатую
арестантскую куртку, стоял под холодным дождём,
окружённый стражей, и плакал впервые в жизни.
Толпа хохотала.
До тех пор Уайльд не знал слёз и страдания. До тех
пор он был блестящим лондонским денди,
бездельником и гениальным говоруном. По вечерам
он появлялся в клубах и салонах, это были лучшие
часы его жизни. Уайльд не хотел замечать
социальной несправедливости, которой так богата
Англия. При каждом столкновении с ней он старался
заглушить свою совесть и убегал к своим книгам,
стихам, зрелищу драгоценных картин и камней.
После суда всё было кончено. Друзья отшатнулись
от него, книги были сожжены, жена умерла от горя,
дети были отняты, нищета и страдание стали
уделом этого человека.
В тюремной камере Уайльд наконец понял, что
значат горе и социальная несправедливость.
Теперь он писал: «Бедняки мудры. Они
сострадательнее, ласковее, они чувствуют глубже,
чем мы. Когда я выйду из тюрьмы, то если в домах
богатых я не получу ничего – мне подадут бедные».
Он прикоснулся к человеческим страданиям
сердцем – так же, как его замечательный герой
Счастливый Принц. И в творчестве писателя
появились обличительные статьи.
Вскоре после освобождения из тюрьмы он умер в
добровольном изгнании в Париже. Умер в нищете,
забытый Англией, Лондоном и друзьями. За его
гробом шли только бедняки того квартала, где он
жил».
– Завершая наш урок, хочу вам сказать, что учиться делать Добро, расти духом нужно, не дожидаясь испытаний. А помогут вам в этом добрые сказки Оскара Уайльда, несущие свет Добра и Любви. Учитесь у его героев Состраданию, Милосердию, Самоотверженности и радуйтесь своей потребности делать Добро.(Учитель демонстрирует книги Уайльда с выставки).
3. Домашнее задание (Предлагается индивидуальное задание обучающимся по группам)
- Сформулируй вместе с родителями основные нравственные правила, которых ты будешь придерживаться в своей жизни.
- Создай вместе с родителями иллюстрацию «Добро и красота – основа нашего мира».
- Подбери пословицы, которые отражают содержание сказки О. Уайльда «Счастливый Принц».
4. Рефлексия
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен
- Урок для меня показался коротким / длинным
- За урок я не устал / устал
- Мое настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен, легким / трудным
5. Итог урока
Оценивание работы обучающихся. На память о нашем уроке пусть у вас останется Счастливый Принц и Ласточка. (Каждый ученик получает картинку со стихами).
Литература
- Всемирная литература XIX и XX века. Энциклопедия для детей. Том 15. Часть вторая. – М.: Аванта, 2001. – С. 97-101.
- Жигмитова С.Б. Разработка урока внеклассного чтения по сказке О. Уайльда «Счастливый Принц».// http://www.proshkolu.ru/user/Shigmitowa73/folder/142545/
- Карпова Р. Х В поисках счастливого человека по сказке О. Уайльда «Счастливый принц».// http://collegy.ucoz.ru/load/12-1-0-2704
- Паустовский К.Г. Оскар Уайльд. //Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе», № 11, 2006. – С. 1-2.
- Тамарина Т. Счастье делать добро. Урок по сказке Оскара Уайльда «Счастливый Принц»//Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе», № 11, 2006. – С. 3-7.
- Уайльд О. Мальчик-звезда. Сказки/Счастливый Принц (перевод К. Чуковского). – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979.
- Счастливый Принц. Мультипликационный фильм. Режиссёр Н. Лернер. Студия мультипликационных фильмов. Творческое объединение «Экран». 1992 год.// http://allmults.org/multik.php?id=1837
- Щасливий Принц. Мультипликационный фильм. Режиссёр Л. Зарубин. Украинская киностудия анимационных фильмов. 1990 год.// http://teramult.org.ua/mult/1990_ua_schastlivyj.princ
Приложение 1
Впечатление о сказке О. Уайльда «Счастливый Принц»
Семья Рыбиных
Михаил, ученик 6 класса
«Для меня сказка Оскара Уайльда драматична. В ней показано сострадание, горе и социальная несправедливость. Сказка очень правдива, сравнивает жизнь бедных и богатых. Эта сказка ещё раз заставила меня задуматься о том, что нужно творить добро, и оно вернётся».
Мама
«Сказка О. Уайльда «Счастливый Принц»
произвела глубокое впечатление. Эта сказка
грустная, печальная, о смысле жизни. Принц всю
жизнь прожил в богатстве и достатке. Только после
смерти, уже как статуя, он понял, что «самое
удивительное в мире – это людские страдания. Нет
чуда чудеснее нужды». Чтобы помочь бедным и
нуждающимся людям, Счастливый Принц и Ласточка
принесли себя в жертву, но люди этого не оценили.
И только ангел принёс Господу самое ценное:
оловянное сердце и мёртвую Ласточку.
Эта сказка заставляет задуматься о смысле жизни,
добре и зле, о сострадании, о жестокости людей, о
нравственности. Это очень глубокая и
поучительная сказка, которую нужно читать и
детям, и взрослым».
Семья Шубиных
Александр, ученик 6 класса
«Сказка Оскара Уайльда «Счастливый Принц»
произвела на меня большое впечатление. Это очень
маленькая, но очень печальная и трогательная
сказка. Автор писал о маленькой Ласточке,
которая, вместо того, чтобы лететь в Египет,
осталась зимой со Счастливым Принцем и выполняла
его поручение до тех пор, пока не замёрзла и не
упала мёртвой от холода к его ногам.
Автор заставляет нас задуматься о том, что надо
помогать друг другу в беде, уметь сочувствовать,
сострадать, нести добро в мир, чтобы мир стал
лучше, теплее, светлее, радостнее».
Мама
«Сказка «Счастливый Принц» Оскара Уайльда произвела большое впечатление. Эта сказка о любви и страдании. В ней воспеваются высокие человеческие чувства, звучит мотив жертвенности, благородства, смерти во имя любви, во имя жизни другого существа. Всё произведение пронизано светом и болью, в нём подлинная красота предстаёт неотделимой от великодушия и самопожертвования. Сказка заставляет нас задуматься о таких вечных понятиях, как добро и зло, любовь и дружба, преданность и сострадание».
Семья Юдиных
Вячеслав, ученик 6 класса
«Эта сказка очень интересная. Когда я прочитал сказку до конца, то представил себя счастливым принцем. Сказка заставляет задуматься о том, что нужно помогать бедным людям и никогда не отказывать в помощи, верить в дружбу».
Мама
«Сказка оказалась добрым и мудрым учителем не только для детей, но и для взрослых. Когда её читаешь, она вызывает только положительные чувства и качества, которые человек может применить, если захочет. Учит быть светлее и добрее в нашем непростом мире, как стать неравнодушным и неозлобленным к другим людям. Заставляет задуматься над тем, каким ты хочешь стать человеком и можешь ли. Показывает примеры из жизни, которые встречаются и в наше время. Чем больше будет таких людей, с такими положительными качествами, то, наверное, и всё вокруг нас будет добрее и лучше».
Семья Лоховых
Сергей, ученик 6 класса
«Мне эта сказка очень понравилась. Она наполнена добром и любовью. Если бы большинство людей были такими, Россия была бы лучше. Сказка заставила задуматься о том, что есть такие люди, которые могут пожертвовать собой ради бедных людей и умереть от любви».
Папа
«На меня сказка произвела большое впечатление. Мне стало жалко птичку и счастливого принца, которые умерли от любви. А задуматься эта сказка заставила меня о том, что заботиться надо не только о себе, но и о других».
Семья Николаевых
Светлана, ученица 6 класса
«Мне эта сказка очень понравилась. Она поучительная. Вызывает чувство жалости к бедным людям. Поставили однажды памятник Счастливому Принцу из чистого золота. В нём жила душа и доброе сердце, за что его так полюбила Ласточка. Они остались вместе навсегда. Вскоре умерли, но доброе сердце Принца и любовь Ласточки остались в мире».
Мама
«После прочтения сказки «Счастливый Принц» я была тронута. У сказки такой глубокий смысл, что по-настоящему берёт за душу, заставляет задуматься над тем, что есть люди, которые умирают от голода и холода, живут в бедности. Сказка вызывает чувство милосердия, сострадания к бедным людям, желание помочь ближнему. Как-то одновременно и грустно, от того, что принц и ласточка умирают, и радостно, что душа и доброе сердце остались жить вечно».
Семья Бабуровых
Евгений, ученик 6 класса
«Сказка грустная. Заставляет задуматься о храбрости и доброте».
Мама
«Сказка очень интересная. Заставляет задуматься о доброте и милосердии».
Семья Хрисановых
Сергей, ученик 6 класса
«Сказка о Принце и Ласточке мне очень понравилась. Они были щедрые и добрые. Ласточке нужно было лететь в Египет, но она осталась и помогала бедным людям. Я советую всем прочитать эту сказку, потому что она очень хорошая».
Мама
«Сказка «Счастливый Принц» имеет скрытый смысл. Сначала автор знакомит нас с золотой статуей, потом с ласточкой. У каждого своя судьба. Когда они знакомятся, становятся друзьями. Принц пытается помочь бедным людям своим золотом, ласточка становится его спутницей. Но в итоге оба погибают. Их выбрасывают, как хлам. Сказка эта о крепкой дружбе, о щедрости принца, о преданности ласточки. И тут же о безразличии людей, которые видели в принце лишь золото и драгоценности. А никто так и не узнал, что у него было, хотя и оловянное, но живое сердце».
Семья Горлинских
Александра, ученица 6 класса
«Сказка заставила меня задуматься о добре и любви. Каждый человек умеет и плакать, и страдать. Нужно думать не только о себе, но и о несчастных людях, каково им».
Мама
«Надо ценить и любить близких. Только тогда начинаешь понимать, когда уже не можешь помочь, просим об этом других, хотя это могли сделать сами».
Пожалуй, неразумно приобщаться к литературе, начиная с Саги о Форсайтах. Даже если читатель одолеет сей масштабный труд, то уж точно не оценит в полной мере. Литературный язык в такой концентрации покажется ему иностранным. Однако первые трудности — не повод отчаиваться. Малые формы тоже достойны внимания.
Самый известный роман Оскара Уайльда, «Портрет Дориана Грея » любим многими собирателями цитат и обеспечил ему широкоформатную славу: он неоднократно экранизирован (не сказать, чтоб удачно), его проходят в вузах и некоторых школах, а цитаты размалевали не одну сотню бело синих стен. Отдавать должное этому искусительному чтиву — хороший тон, но слишком уж пошло манкировать свой исключительный вкус под тегами типа «знаетеливы» и «уайльдизм». Как правило, кроме «Портрета», любители и профессионалы самопиара ничего не читали, хотя Уайльд написал немало интересных работ. Как -то раз он побился об заклад, что за неделю напишет произведение, которое Лондон сразу же растаскает на крылатые фразы. И выиграл. Но переборщил. Таким образом, все остальные книги его авторства оказались в тени прекрасного Дориана. Пришло время накинуть на него нарядное покрывало и оценить нежные и не столь очевидные сказки Уайльда.
Особенности сказок Уайльда: чем его русалка отличается от диснеевской Ариэль?
Их немного: Счастливый Принц, Соловей и роза, Великан-эгоист, Преданный Друг, Замечательная ракета, Молодой король, День рождения Инфанты, Рыбак и его Душа, Мальчик-звезда. Каждая из них полна своеобразного очарования и повествует о сильных, возвышенных чувствах. Сказки настолько смело и уверенно отличаются от общепринятого образца, существующего в британской литературе того периода, что их нельзя приравнивать к «Золушке» или «Спящей красавице», которые так пересахарили в переводах, Диснее и новых интерпретациях. Во –первых, Уайльд обогатил и расширил образную систему сказки: герои нетипичны и осмысленны, а характеры их неоднозначны, полихромны. Он считал, что даже ребенок может различить оттенки и полутона. Во-вторых, в некоторых сказках очерчивается психологизм («День рождения Инфанты», «Молодой король»), появляется портретная характеристика героев («День рождения Инфанты»). В-третьих, писатель экспериментирует с композиционной схемой, она упрощается («Рыбак и его душа»), а хронотоп, напротив, усложняется и обрастает новыми топосами. Наконец, раздражающе приторный фантастический элемент сводится к минимуму и сменяется реалистическим подтекстом сказочных событий («Мальчик-звезда», «Молодой король»).
Сильная сторона творчества Уайльда (ироническая подача) проявилась и в его сказках. Например, «Мальчик-звезда» написан очень едко. Ирония сквозит не столько в репликах героев, сколько в психологических тонкостях их натуры. В «Счастливом принце», например, прекрасная незнакомка, ради которой были принесены такие жертвы, оказалась примитивной, расчётливой мещанкой. Автор не позволил себе высказываться в таком тоне, но ясно дал понять, кто она, сдерживая ироническую усмешку.
Развязка магических хитросплетений происходит благодаря усилиям героев, которые осознали и поняли что-то важное, пережив приключение. Сверхъестественное нематериально, оно, как приходящая и уходящая мысль, фантазия, что завладевает всем существом против воли, но так же внезапно уходит восвояси. Начало и финал всегда реалистичны, они же первичны, так как главные события происходит в действительности.
Имена героев, что называется, говорящие: Мальчик-звезда высокомерен и равнодушен к людям, Карлик – жалкий горбун, а Мальчик-звезда окружен богатством.
Кстати, о героях: появляются интересные, нешаблонные образы, например, социальные типы или античные герои. Традиционные говорящие зверушки и феи с лешими фаршированы современными мыслями и провозглашают расхожие человеческие истины, как торговцы сукном в трактире. Главные действующие лица уже обладают полноценными характерами, определяющими и направляющими сюжетную линию. Поэтому часто бездушная и суровая действительность в финале оглушает читателя, ободренного обещанной сказочностью.
Как обычно, чудеса приходят в дома, дворцы, леса, но Уайльд приводит их в храмы, на кладбища и в отдельные комнаты дворца (тронный зал, например). Привычная подача высшего света как духовного и нравственного меняется, теперь идеализируются бедняки, а средний класс –серединка на половинку. Наблюдается функциональное объединение и обособление нескольких мест действия в единый образ, характерно окрашенный для читателя. Маленькие мирки находятся в оппозиции друг к другу: уют и безмятежность интимного домашнего пространства переходят в нейтральность сада или дворца и, наконец, во враждебность (часовня).
Каждой фольклорной черте в сказках Уайльда присуща психологическая трактовка, подчас весьма забавная. Так, например, ведьма откликается на просьбу рыбака, как и положено, но причина не замалчивается автором: ее мотивирует эгоизм. Счастливый принц начал мучиться угрызениями совести за свою безмятежную жизнь вдали от народа только тогда, когда вынужден был смотреть на него день за днем в облике статуи.
Все вышеперечисленное, скорее, отвечает на вопрос «как?», а не «о чем?». Рассмотрим некоторые примеры с другой точки зрения.
О чем сказки Уайльда? Обзор сказок «Мальчик – звезда» и «Счастливый Принц»
О самопожертвовании ради любви. Не все, конечно, но это одна из основных идей. Ласточка замерзает на смерть, соловей отдает свою кровь розовому кусту, рыбак отрекается от души – все ради светлого и высокого чувства. Многие обвиняли Уайльда в аморальности и цинизме (он даже был привлечен к суду за скандальный роман), но подлинные его чувства выражены в сказках, скрытые от модников и впечатлительных «уайльдистов».
«Смерть - дорогая цена за красную розу, - воскликнул Соловей. - Жизнь мила каждому! Как хорошо, сидя в лесу, любоваться солнцем в золотой колеснице и луною в колесницеиз жемчуга. Сладко благоухание боярышника, милы синие колокольчики в долине и вереск, цветущий на холмах. Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки - ничто в сравнении с человеческим сердцем» — рассуждает маленькая птичка.
Мальчик – звезда
Миниатюра «Портрета Дориана Грея» показывает, что могло бы произойти, если бы картина научила Дориана жить добродетельно. Как и в романе, внешней красоте противопоставляется внутренняя. Мальчик-звезда (копия Грея) восхитительно хорош собой: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья». Облик этот властвовал над людьми, с легкостью покоряя их: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив». Однако поклонение ослепило, ожесточило его, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Мистические силы наказали его: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки». Мальчик понял урок и решил исправиться. Красота вернулась только после искупления грехов и полного очищения души. Как знать, может именно реальная потеря стимулирует человека, а не тайная, осознанная лишь им одним (как в случае с портретом).
Идеал внутренней и внешней красоты часто обыгрывается авторами: они жонглируют красотами и увлекают читателя. Уайльд предельно просто объяснил, что одной без другой не бывает. Пороки оставляют свои едва уловимые следы на выражении лица, глаз, улыбке и жестах. Наблюдательному человеку не надо магии, чтобы увидеть в надменной красавице ее холодность, гордыню и махровый эгоизм. Мальчику сверхъестественные силы дают подсказку, в этом его счастье, но и мы без подсказки не останемся: талантливые писатели усердно выдумывают омуты и картины, дабы мы увидели в них себя без прикрас лести и самообмана.
Счастливый принц
Ласточка летит на юг с опозданием: она влюбилась в тростника, но вскоре убедилась в его апатии и поверхностном отношении к себе. Ее стремление любить непонятно подругам и окружающим, они откровенно подшучивают над ней. В пути птице пришлось заночевать на драгоценной статуе Счастливого Принца, который пожаловался ей на несчастную судьбу бедняков в своем городе. Он чувствовал свою вину и просил ее помочь им, откалывая от его облачения драгоценные камни. Ласточка, покоренная его добротой, остается с Принцем и замерзает от холода.
Название очень подходящее. С одной стороны, принц – эталон благополучия в городе, был самым беззаботным человеком на земле, на него ровняются и по сей день, но сам он глубоко несчастен оттого, что терзается чувством вины, видя страдания подданных, которых также беззастенчиво обкрадывал, как нынешние власти. С другой стороны, он постиг истинное счастье – умение сопереживать, любить и страдать за любимых. Судьба вознаграждает его ответной любовью птицы – вестнице надежды и весны. Она предзнаменует для него новую, прекрасную жизнь в райских кущах, куда их забирает господь после смерти. Финал трагический, однако своеобразный эпилог проливает свет на благостный исход вдали от нашего мира. Как писал Оскар Уайльд, любовь обрела совершенство в смерти и после нее не закончилась.
Отдельного внимания в сказке заслуживает сатира на государственный уклад: чиновники и знать обуреваемы мелкими страстишками и бытовыми интересами. Их безжалостно правдоподобные реплики были бы смешны, если бы не были так актуальны. Социальный подтекст здесь особенно очевиден и ярок.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Есть сказки для самых маленьких. Есть сказки просто для маленьких. Есть сказки для школьников. А есть сказки, которые должен прочитать каждый независимо от возраста – настолько они красивы и в тоже время необыкновенно жизненны, и каждая их фраза наполнена смыслом. Именно такими сказками прославился ирландский писатель и драматург Оскар Уайльд. Его сказки «День рождения Инфанты», «Рыбак и его душа», «Мальчик-звезда» и другие поражают глубиной и завораживают.
Сказка «Счастливый Принц» – одна из самых известных сказок Уайльда и, пожалуй, одна из немногих его произведений, которые отличаются оптимизмом, даже несмотря на довольно грустный конец. И чтобы понять, для кого она была написана, и вспомнить об истинных ценностях, хочется перечитывать ее снова и снова.
Немного об авторе
Оскар Уайльд – одна из самых противоречивых фигур в мировой литературе. Уникальный драматург, великолепный эссеист и автор множества публицистических очерков, чье творчество было наполнено парадоксами и щедро приправлено блестящим остроумием и невероятно тонким чувством языковых нюансов.
Уайльда смело можно назвать мастером художественного слова: его пышные эпитеты, цветистые метафоры и аллегории, сильные и точные повторы, безупречная выверенность фраз словно стирают грани между литературой и живописью.
Оскар Уайльд – яркий представитель философии эстетизма, движения в искусстве 19 века, признававшим красоту единственно возможной истиной, а гедонизм и чувственные удовольствия – самым правильным образом жизни. Для сторонников эстетизма искусство не должно ни наставлять, ни поучать, ни обладать каким-либо сложным содержанием. Его суть – преобладание внешнего над внутренним, приоритет красоты, утонченности и изысканности оболочки. Уайльд не только разделял взгляды эстетов, но и пытался донести суть своей философии до всех выдающих литераторов и представителей искусства Европы. Тем парадоксальнее особенности сказок, вышедших из-под его пера.
Всего Уайльду принадлежат два сборника сказок: «Счастливый принц и другие сказки», впервые опубликованный в 1888 году, и «Гранатовый домик», увидевший свет в 1891. Уникальность этих сказок заключается в том, что под безупречными и изысканными речевыми оборотами и роскошными описаниями скрывается по-настоящему глубокий смысл и попытка донести до читателей определенную мораль, подчеркнув исключительную важность духовных ценностей, что эстетизму, в общем, не свойственно. Возможно, писателем двигали исключительно отцовские чувства (сказки он сочинял для своих сыновей, Вивиана и Сирила), заставившие его несколько переосмыслить суть бытия, а может быть, это был не более чем на редкость удачный литературный эксперимент – оба версии довольно правдоподобны. Однако и на сегодня сказки Оскара Уйальда нисколько не потеряли своей актуальности.
«Счастливый принц». Чары и парадоксы
Если читать сказку впервые, поневоле можно подумать, что она принадлежит перу Ганса Христиана Андерсена, поскольку сюжетная канва на удивление похожа: говорящая ласточка, улетающая в теплые края, статуя, умеющая мыслить и чувствовать, самопожертвование и самоотверженность главных героев, печальный, но в то же время на удивление светлый конец, четко прослеживающийся религиозный мотив. Однако стилистика произведения заставляет в этом усомниться: роскошные описания, тяготение к пышности Востока, демонстрация богатого владения языком хоть и были свойственны талантливому датчанину, но такого истового поклонения вещественному миру за ним не наблюдалось.
Действительно, то искусство, с каким Оскар Уайльд использует эпитеты, поражает: статуя Счастливого Принца не просто каменная или бронзовая – она золотая, да еще и украшенная сапфирами и рубинами. Ласточка не просто гонялась за мотыльком – он был «большим и желтым», сосульки – «блестящими хрусталиками», а описания египетских пейзажей и вовсе настоящий праздник для литературного гурмана.
При этом нельзя не отметить безупречный вкус Уайльда: текст не ощущается ни перегруженным, ни чрезмерным, ни утомительным. Каждое слово обретает рельеф и полновесную форму, рождая изумительно яркие образы. И в этом – секрет такого успеха как этой, так и остальных произведений писателя. Сказка «Счастливый принц» завораживает красотой и изяществом языка, что невозможно не признать.
Что касается идеи и сюжета, то даже в таком жанре как сказка проявляется знаменитая тяга Оскара Уайльда к парадоксам, причем не столько содержательного, сколько смыслового плана. Как Принц, который за всю жизнь не знал не то что горя, а мало-мальских неприятностей, оказался после смерти настолько отзывчивым и понимающим, где вольная Ласточка научилась столь аристократической салонной болтовне, и почему она, столь беспечная и легкая на подъем, неожиданно решила пожертвовать собой ради добра – это вопросы сюжетного плана, ответы на которые каждый может найти без труда: достаточно просто перечитать сказку несколько раз. Парадоксы сказки – в ее идее.
Даже несмотря на то, что Уайльд выступал за отделение искусства от морали и считал, что литература должна быть больше развлекательной, нежели поучительной, в этой сказке не обошлось без осуждения людской черствости и равнодушия, высмеивания людской тяги к славе и почету, восхваления доброты, щедрости и самоотверженности и признанию души как наивысшей ценности и основы человечности как таковой. Однако парадокс заключается в том, что признавая исключительную значимость духовного начала, писатель как будто бы отказывает ему в красоте. Доброе сердце принца почему-то оказывается оловянным, преданная и храбрая Ласточка – всего лишь «мертвой птицей» без каких-либо эпитетов, а попасть к престолу Господню Принц смог только когда лишился всей своей позолоты.
Вам наверняка будет интересным произведение , в котором рассказывается о мальчике, который был очень красив, но в груди у него было каменное сердце.
В нашей следующей статье вы найдете краткое содержание , танцевавшем для неё в день её рождения и не догадывавшемся о своем уродстве.
Уайльд словно пытается донести до читателя мысль, что суть красоты всего лишь в красоте, а истина и душа всегда неприглядны и неказисты. Почему писатель отвергает мысль о том, что и форма, и содержание могут быть одинаково прекрасны – загадка. Возможно, причиной этому стали тяжелые внутренние противоречия, которые мучали драматурга на протяжении всей жизни и которые он так и не смог разрешить, когда его жизнь столь печально оборвалась.
Почему эту сказку стоит прочитать детям
Совсем маленькие дети эту сказку, скорее всего, не поймут, а дети постарше поймут не до конца, хотя, пожалуй, этого и не нужно. Изысканный символизм и глубинность смысла явно не были рассчитаны на детский возраст, поэтому родителям рекомендуется делать упор не на это.
Помимо захватывающих и таинственных описаний дальних стран, которые наверняка очаруют впечатлительные и восприимчивые детские умы и сердца, малышей наверняка тронет печальная история Принца и Ласточки, на примере которой несложно объяснить ребенку важность таких ценностей как щедрость, любовь, доброта, альтруизм и самоотверженность, которыми в сегодняшнем обществе, к сожалению, часто пренебрегают. Возможно, дети и не осознают смысл сказки сразу же – но их ранимые души она, несомненно, тронет и заставит задуматься об устройстве окружающего мира и характерах живущих рядом людей.
Почему эту сказку стоит прочитать взрослым
Если целосообразность ознакомления с этой сказкой детей раннего возраста под вопросом, то взрослые кажутся явной целевой аудиторией для любых произведений Оскара Уайльда. Вне всякого сомнения, его собственные дети восхищенно внимали отцовским рассказам – по мнению современников, его речь была «легка, красива, занимательна». Но вот понимали ли они все до конца?
Для тех, кто далек от филологических изысков – шанс выбраться из скорлупы равнодушия и отстраненности, куда сегодня загоняет себя большинство людей, и вспомнить, что рядом всегда есть те, кому требуется внимание и помощь.
Своим произведением Уайльд хотел воспеть Его Величество Красоту – однако без морали все же не обошлось, что на самом деле прекрасно. Если каждый прислушается к тщательно скрытому в сказке призыву стать добрее и человечнее, возможно, и настанет тот день, о котором драматург писал в своем трактате «Душа человека при социализме» «когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия». Сказка «Счастливый Принц», разумеется, не так серьезна как трактат. Но ее смысл не менее глубок и гуманен.
Сказка начинается с описания главного героя - драгоценной статуи принца, стоящей над городом. Все восхищаются золотым Принцем. Девочки говорят, что он похож на ангела из сна, мамы ставят детям "послушную" статую в пример, ценители искусства хвалят убранство.
Второй герой сказки - Скворец. Он должен был уже улететь в жаркий Египет, но отстал от своих пернатых собратьев, так как влюбился в тростинку. Все смеялись над его любовью, но самое грустное, что в итоге посмеялась и сама Тростинка. Грустный Скворец решил переночевать у ног статуи и утром лететь за своей стаей.
Ночью статуя заговорила с ним. Оказалось, что душа принца переселилась в эту прекрасную статую, и теперь со своей высоты видит все беды и несчастья бедных людей, о которых понятия не имел при жизни во дворце. Он очень хотел помочь беднякам, вот и попросил Скворца отнести больному мальчику рубин со своей шпаги. Скворец, у которого тоже было доброе сердце, согласился.
На другую ночь, когда птица собиралась улетать в Египет, Принц очень просил ее задержаться, чтобы отнести драгоценный камень голодающему драматургу. Камнем этот стал сапфир - глаз Принца. Скворец согласился. И на другую ночь он не улетел, ведь нужно было отнести второй сапфировый глаз бедной девочке. Так птица и не улетела этой зимой... Но Скворец так устал, относя кусочки золота нищим, и так замерз, что умер. (Местные чиновники даже собирались издать указ, запрещающий птицам умирать рядом с охраняемой статуей.) А несчастный Принц, от которого остался лишь некрасивый карас с оловянным сердцем, был отправлен на свалку. Там они нашлись с мертвым Скворцом.
И вот однажды ангел прилетел в город, чтобы найти здесь самое дорогое. Ангел принес в Рай Скворца и сердце Принца.
Рассказ учит милосердию и награде, которая следует за искренним самопожертвованием.
Картинка или рисунок Счастливый принц
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Некрасов Размышления у парадного подъезда
Поэт наблюдает из своего окна, как несколько крестьян обивают порог министра, живущего напротив. По всей видимости, они пришли в столицу издалека с каким-то важным прошением. Но их прошение
- Краткое содержание Автомобиль Носов
В данном рассказе два главных героя: Мишка и рассказчик. Два друга давно хотели покататься на машине, но их никто не брал
- Краткое содержание Бунин Лапти
Рассказ Ивана Бунина «Лапти» представляет из себя небольшое повествование, на первый взгляд, очень простое и понятное. Это сюжет из деревенской жизни. В крестьянской избе в лихорадке мечется ребенок
- Краткое содержание Бремя страстей человеческих Моэм
В возрасте девяти лет, Филип Кэри становится сиротой, и его забирает к себе дядя, священник из Блэкстэбла. В доме священника, который не испытывает к Филипу родственных чувств, мальчик спасается от одиночества чтением книг.
- Краткое содержание Кэмпбелл Тысячеликий герой
Произведение является книгой, написанной американским ученым в стиле психологической работы, связанной со сравнительной мифологией.
Оскар Уайльд - ирландский драматург, известный не только своими произведениями, но и ироничными и остроумными высказываниями. Сказки, написанные им, отличаются не только красотой слога, но и нравственной составляющей. И это было неудивительно, ведь вдохновили драматурга на их написание его дети. Ниже будет представлено краткое содержание "Счастливого принца" Оскара Уайльда.
Статуя и скворец
Другой герой сказки - это Скворец. Он был влюблен в Тростинку, но безответно. Ему нужно было улетать со своей стаей на юг, а она не любила путешествовать - ей больше нравилось заигрывать с ветром. Из-за нее Скворец не успел со своей стаей улететь в теплые края, поэтому он отправился позже. Он решил переночевать у ног статуи Золотого принца и утром отправиться на юг.
Чудесные дары
Затем Принц попросил Скворца еще отложить свой перелет, чтобы отнести одному драматургу сапфир. Потом птица отнесла другой сапфир бедной девочке. Так Скворец и не улетел в теплые края, а остался зимовать в городе и помогать Принцу.
Самое драгоценное в городе
Скворец рассказал Принцу, который не мог видеть из-за того, что отдал свои глаза-сапфиры, о Египте, куда он хотел улететь. Постепенно они раздали все золото и драгоценные камни бедным людям. И остался от статуи только каркас и оловянное сердце. Скворец замерз, а сердце Принца раскололось на две части.
Городские власти отнесли на свалку тело птицы и оловянное сердце. Советник хотел поставить свою статую, но жители с ним не согласились, и все перессорились, пока решали вопрос о строительстве новой статуи. Сказка "Счастливый принц" заканчивается тем, что в город прилетает Ангел. Он нашел и забрал с собой Скворца и оловянное сердце как самое драгоценное, что есть в городе.
Мораль сказки "Счастливый принц" Оскара Уайльда в том, что нужно всегда оставаться добрым и милосердным, бескорыстно помогать другим людям. Тогда будет ждать награда за все хорошие бескорыстные поступки. Ведь Скворец мог улететь в Египет, но он понимал, что Принц не сможет помочь бедным людям без него, и ему было жаль и статую, и людей. И Золотому принцу было все равно, что от его красоты ничего не останется, и хотя у него и было оловянное сердце, оно умело сопереживать другим и смогло сохранить доброту.