Деловая игра взятка за и против. Положение о деловой игре «Механизмы противодействия коррупции

Если вы подаете пример правильного поведения, кто
осмелится продолжать вести себя неправильно»
Конфуций
«Противодействие коррупции ­ дело молодых»
Мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции.
Участники: команды 9­11 классов школы
Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения
Задачи:
1.познакомить с явлением коррупции, причинами и последствиями
2.продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией
3. воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для
формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции
Ход игры.
Актуализация.
(показ записи видеоблока Президента России – Путина В.В.).
Добрый день уважаемые участники!
Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре: «Противодействие
коррупции ­ дело молодых»
Команды старшеклассников получат маршрутные листы и примут участие в
эстафете по станциям:
1. Историческая.
2. Эрудиты
3. Перевертыши
4. Поэтическая
5. Театральная
6. Художественная
7. Экспресс­ викторина

Победит команда, набравшая максимальное количество баллов на станциях
Капитаны команд получите маршрутные листы.
1. Историческая
1. Когда и где появилась коррупция?
2. Кто в истории России боролся с эти явлением?
3. Какой период в истории нашей страны, характеризуется относительно
низким уровнем уголовных преступлений коррупционной
направленности?
(Зарождение коррупции как негативного явления свойственно обществу,
которое находится под влиянием власти и денег. Практически коррупция
начала свое существование с возникновением государства и появлением
должностных лиц, принимающих решение от имени государства.
Как свидетельствуют исторические документы, в Египте, Римской империи.
Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства,
взяточничества.
О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Первым, кто
попытался активно пресекать расхищение государственной казны в
Московии, был Иван Грозный, который определил взяточникам наказание -
смертную казнь.
Иногда население реагировало жестокими бунтами против лихоимства
нечестных властителей. Так, в 1648 г., во время правления Алексея
Михайловича, Тишайшего, в Москве вспыхнул народный бунт, который
закончился победой горожан. При этом часть города вместе с немалым
числом горожан сгорела. Царь был вынужден отдать на растерзание толпы
двух воров: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа
Траханиотова.
Императорский период, со времени правления Петра I, представляется
наиболее характерным по распространению коррупции, так как в это время
происходит бурное развитие промышленного производства и торговых
отношений России с другими государствами, что привело к увеличению
управленческого аппарата. Для упорядочения исполнения служебных
обязанностей были введены правила несения гражданской службы, которые
закрепились в Табели о рангах. Петр I принимал жесткие меры по
искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов
и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Так, после

многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский
губернатор Гагарин. Несмотря на столь суровые меры, царские чиновники
продолжали использовать свое должностное положение в корыстных целях.
Император Александр I в 1801 г. принял Указ «Об изыскании причин и
искоренении лихоимства и лиходательства». Александр II, известный как
крупный реформатор, осуществивший отмену крепостного права, проведший
реформу городского управления, был вынужден в 1868 г. инициировать
через Комитет министров принятие решения, по которому «лицам, имеющим
по служебному положению прямое влияние на государственную
администрацию» (управляющие департаментами, начальники канцелярий и
т.п.), а также членам коллегиальных собраний запретить участвовать в
учреждении товариществ железных дорог.
Александр III запретил высшим чиновникам участвовать в правлении
акционерных предприятий. Комитетом министров было принято решение «О
порядке совмещения государственной службы с участием в торговых
промышленных товариществах, а равно в общественных и частных
установлениях». Однако пресечь полностью участие бюрократии в
руководящей деятельности акционерных обществ было невозможно.
В начале XX в., особенно в годы реформаторской деятельности премьер­
министра С.Ю. Витте, была активизирована борьба с коррупцией в среде
чиновничества. Витте добился изменений в Уставе о службе гражданской с
1894 г., чтобы вместо старой бюрократии из числа дворян смогли поступить
в Министерство финансов новые образованные и деловые люди из числа
недворян.
Сталинский этап советского периода характеризуется относительно низким
уровнем уголовных преступлений коррупционной направленности.
Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за
должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество,
устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в
государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях.
Жесткий и тотальный контроль спецслужб за поведением и деятельностью
не только служащих, но и рядовых граждан создавал атмосферу, не
совместимую с коррупцией.
Низкому уровню коррупции способствовала тогда абсолютная
экономическая зависимость должностных лиц от государства и жесткий
централизм власти. Кроме того, всеобщая секретность и преследование за
несогласие с политикой существующего режима были серьезным барьером
для коррупции.

В послесталинский период с ослаблением тотального контроля коррупция в
стране стала эволюционировать, и ко времени распада СССР увеличилась по
абсолютным показателям в шесть раз. Происходил процесс социального и
имущественного расслоения общества. Активно утверждалась
государственная, партийная, хозяйственная элита как особая социальная
группа с внутренними горизонтальными связями, корпоративными
интересами и ценностями.
Был снижен контроль правоохранительных органов, что позволило
фактически открыть неограниченный доступ не только к управлению, но и к
распоряжению государственной собственностью. Утвердилось правило,
особенно в партийных органах, согласно которому для привлечения высоких
должностных лиц к уголовной ответственности требовалось согласие той же
номенклатуры, которая всегда обеспечивала «своим» необходимую защиту.
Однако отдельные факты казнокрадства, мздоимства со стороны министров,
секретарей обкомов, других высокопоставленных лиц просачивались
наружу. В этот период зарождалась психология оправданного
разворовывания государственной собственности, которая в последующем и
реализовалась.
Само слово «коррупция» в советское время не употреблялось. Оно вошло в
употребление только в конце 1980­х голов, но использовались термины
«взяточничество», «злоупотребление служебным положением»,
«попустительство» и т.п. Таким образом, отрицалось не только само
понятие, но и явление, что способствовало расширению спектра
коррупционных проявлений и уклонению от заслуженного наказания.
коррупционной деятельности. Показательным в этом плане является отток
капиталов за границу. По некоторым данным, вывезено капиталов до 300
млрд. долл. Здесь находится часть денег из полученных кредитов
международных финансовых институтов. В 1995 г. в Государственной Думе
рассматривался проект закона об амнистии лиц, совершивших
противоправные деяния, связанные с размещением активов за рубежом,
которая нужна была в первую очередь криминальной элите для обеспечения
личной безопасности.
В 1990­е годы в орбиту криминальной деятельности в финансовой сфере
вовлекались федеральные и региональные чиновники. Появилось понятие
«региональная элита».
Ряд российских аппаратных чиновников пришли во власть не по
реформаторским соображениям и профессиональным данным, а в целях
обогащения. Это создало условия для развития коррупции в органах власти.)

2. Эрудиты
А)Используя разные словари, интернет источники найти определения
«коррупции».
В кабинете разложены словари, компьютеры
Наибольшее количество баллов получает команда, использовавшая
максимальное количество источников и огласившая большее количество
определений.
Б)Команды получают карточки с терминами и определениями, необходимо
соотнести
Коммерческий
подкуп
Коррупция
Лоббизм
незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в
коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества,
оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных
имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах
дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1
статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
злоупотребление служебным положением, дача взятки,
получение взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное незаконное использование
физическим лицом своего должностного положения
вопреки законным интересам общества и государства в
целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного
имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо
незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу
другими физическими лицами.
(англ. lobbyism, от англ. lobby - кулуары) - давление на
парламентариев путём личного или письменного
обращения либо другим способом (организации массовых
петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны
каких-либо групп или частных лиц, цель которого -
добиться принятия или отклонения законопроекта.
Лоббирование - это институт политической системы,
представляющий собой процесс по продвижению интересов
частных лиц, корпоративных структур (а также
представляющих их профессиональных лоббистских фирм и
общественных организаций) в органах государственной
власти, с целью добиться принятия выгодного для них
политического решения.
3. Перевертыши
Задание будет состоять в том, чтобы каждой фразе, противопоставить
антоним, т.е. перевернуть её.
НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ
БЕРИ И ПОМНИ.
РУКА РУКУ МОЕТ

ГДЕ ГОВОРЯТ ДЕНЬГИ, ТАМ МОЛЧИТ СОВЕСТЬ
ГДЕ НЕТ ЧУВСТВА ДОЛГА И ЛЮДСКОГО ГЛАЗА, ТАМ
ВОЗМОЖНА КОРРУПЦИЯ
НЕЧЕСТНО НАЖИТОЕ ВПРОК НЕ ИДЕТ
4.Поэтическая
Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.
Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это
стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом,
обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами
прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,
обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение
автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально­
образном или философско­обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Коррупция
Нечестная, незаконная
Обогащает, злоупотребляет
Морально разлагает чиновников
ЗЛО
5.Театральная
Инсценировать отрывки из художественных произведений, в которых
высмеивается взяточничество, мошенничество, произвол, злоупотребление
служебным положением
Басня И.А.Крылова «Лисица и Сурок»
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»
6. Художественная
Защита плакатов, критикующих разные проявления коррупции

7 Экспресс­викторина
Какой документ содержит нормативную базу по борьбе с коррупцией?
(Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273)
Какие формы коррупции вы знаете?
Каковы последствия коррупции?
Какие меры борьбы необходимы?
Команды возвращаются в актовый зал.
Итоговая беседа – Что можем сделать мы в борьбе с этим злом?:
Мнения учащихся





борьбы с коррупцией.
не давать и не брать взятки;
быть честными
предавать гласности случаи коррупции.
изучать данное явление;
знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами
Для того чтобы бороться с коррупцией в стране необходимо начать с себя!
Будет ли побеждена коррупция в нашей стране зависит и от нас!
Литература:
Конституция РФ
Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273
Барышников Е.Н. Антикоррупционное воспитание, Санкт­Петербург 2010

Тимофеева Светлана Григорьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Интеллектуальная игра «Нет коррупции!»

для учащихся 7 -8 классов

Цель – воспитать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодого поколения гражданской позиции относительно коррупции

Задачи:

Углубить знания учащихся о коррупции, способах её развития.

Формировать основы совместной, коллективной деятельности, нетерпимость к проявлениям коррупции.

Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Воспитывать активные жизненные позиции относительно коррупции.

Оборудование: листы бумаги, ручки, пословицы, ребусы, аббревиатура организаций по борьбе с коррупцией и преступлениями, «математические» вопросы, призы-сувениры

Ход игры

Вступление

Дорогие ребята! Согласно ООН 9 декабря является международным днём борьбы с коррупцией. Коррупции должны противодействовать государство, средства массовой информации, международные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции – это дело каждого из нас, всего общества. Хотелось бы, чтобы после этой игры каждый из вас смог чётко сформулировать для себя свою жизненную позицию по отношению к этому преступному деянию.

В нашей интеллектуальной игре принимают участие 2 команды. Оценивать их выступление будет наше жюри (представление членов жюри). Итак, команды, представьтесь!

Представление команд (2 балла)

1 – я команда «ХИППИ» Девиз: «Хочешь иметь победу, пошевели извилинами»

2-я команда «ЗНАТОКИ» Девиз: «Орешек знаний твёрд, но расколоть его поможет желание всё знать»

Проведение конкурсов

1 конкурс – «Ребусы»

Переставьте в словах буквы местами так, чтобы получилось слово, относящееся к противоправным деяниям (1 б.) Попробуйте объяснить значение этого слова (2 б.)

ТАЖШАН, ДОГЛОП, ЭКТЕР, ЯИФМА, РИКОТЮБАЯ, НИЩИХЕЕ

Угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой – либо выгоды

Преступление, заключающееся в подделке подлинных или в составлении фальшивых документов

Незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров

Организованная групповая преступность; преступные объединения людей, связанных между собой и получающих поддержку коррумпированных государственных чиновников

бюрократия

Высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките

Деловая игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

  1. Этап. Организационный момент .

Добрый день уважаемые воспитатели. Я предлагаю вам сегодня сыграть в деловую (интеллектуальной) игру. У вас на столах фигуры разного цвета я предлагаю вам выбрать понравившийся цвет и мы делимся на две команды.

Правила игры в команде: название команды

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём - «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Отв.: Как вы думаете, какой теме посвящено наша игра?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с участниками, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и участниками формулируется тема занятия.

Ответственный вывешивает надпись : Город без коррупции

3 Этап. Определение цели.

Ответственный предлагает участникам прочитать цитату Томаса Гоббса

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

  1. «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.)

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

Ответственный:

Согласно Российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Игра «Найди определение»

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Дача взятки - это процесс передачи материальных ценностей в личное распоряжение должностному лицу особой, заинтересованной в его определенных действиях или в бездействии.

Получение взятки - преступление против интересов государственной (муниципальной) службы, заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо выгод имущественного характера за действия...

Шанта́ж — угроза компрометирующих или клеветнических разоблачений с целью вымогательства чужого имущества или разного рода уступок.

Вымогательство — требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Злоупотребление служебным положением - это какое-либо умышленное использование должностным лицом своих прав и возможностей, связанных с должностью, вопреки интересам службы.

Коммерческий подкуп - экономическое преступление направлено против интересов службы в коммерческой или иной организации и состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему в ней управленческие функции (а равно в незаконном получении таким лицом), денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь - вымогательство, взяточничество.

Рука руку моет - групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед - безрезультативность действий борьбы с коррупцией

Ответственный: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Игра Перевертыши.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
Фразы:
Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

  1. Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Ответственный: Давайте рассмотрим виды коррупции

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников . В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи ( этой категории также относится кумовство - непотизм ).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса . Например , в случае хозяйственного спора , стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу .

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах . Она касается стоящих у власти групп , недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей .

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому , что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые , и начальники . Оценка потенциальной выгоды и рисков , связанных с коррупцией , в упрощённой форме описывается следующей моделью : Начальник - Подчинённый

Ситуации:

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".

Я живу в Дагестане в маленьком городке. У нас все друг друга знают, многие дальние или ближние родственники, поэтому учителя помогают сдавать ЕГЭ. Зато я поступил в престижный Университет и когда закончу - подберут хорошее место работы.

Я без очереди положил свою мать в больницу на операцию, дав взятку. Для меня ее здоровье важнее.

Я нарушил скоростной режим и мог лишиться водительских прав, поэтому сам предложил инспектору договориться.

Ответственный: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.

Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Ответственный : Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D- dur, учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

  • не давать и не брать взятки;
  • стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  • предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

  • изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  • писать об известных случаях коррупции в местную газету;
  • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;
  • изучать данное явление;
  • Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Ответственный: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия. Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.

Активно участвовал (а) Было интересно

Заключение: По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе нашим детям получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост - начни с себя!

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Вместе против коррупции».

Участники игры: учащиеся 10-11 классов; в игре принимает участие команда игроков, команда состоит из 6 человек. Всего 5 команд.

Подготовка к игре: команда готовит выступление по одному из предложенных для обсуждения вопросов:

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.

2. Экономические последствия коррупции

3. Последствия коррупции для государства и органов власти

4. Последствия коррупции для личности и семьи

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Требования к выступлению: Продолжительность выступления не более 3 минут. Выступление может сопровождаться презентацией (не более 3-4 слайдов)

Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Ход игры.

О какой общественной проблеме идет речь?

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас важны и необходимы.

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам"(Томас Гоббс)

  1. Работа с понятиями по теме.

проводится короткая беседа с обучающимися по вопросам, актуализирующим правовые знания. Учащиеся объясняют значение понятий.

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на два вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри (Приложение 1)

понятие

определение

коррупция

незаконное использование физическим лицом своего должностного положения

взяткодатель

лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях.

волокита

Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки

взятка

это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности

злоупотребление полномочиями

это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы(организации).

фаворитизм

пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы.

кумовство (непотизм)

служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу

растрата

противозаконное использование материальных или денежных средств лицом, которому они предоставлены в распоряжение, не по назначению, а в личных целях , приводящее к потере этих средств для первичного владельца.

мошенничество

преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана.

деловая коррупция

возникает при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

бытовая коррупция

порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

коррупция верховной власти

относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах; она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием.

  1. Аукцион «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

  1. О чем гласит народная мудрость Домино.

Учащимся необходимо подобрать правильное понимание пословицы и связать его с темой коррупции

  • Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взяточничество.
  • Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.
  • Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
  • Видит око, да зуб неймет – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (очень хочется получить что-то, но это остается недоступным)
  • Где говорят деньги, там молчит совесть- (человек, желая обогатиться, забывает о морали)

Жюри конкурса оценивает ответы учащихся: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Каждая команда отвечает на один вопроса. В случае, если команда не может дать ответ на вопрос, ответ дает ведущий, балл не присваивается ни одной из команд. Баллы вносятся в протокол жюри

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

  1. Актуализация знаний. Распознавание ситуаций коррупционного поведения в обществе.

Учащимся предлагается просмотреть несколько видеосюжетов и определить, содержит ли данная ситуация коррупционную составляющую.

Команды выбирают по одной ситуации (использование жеребьевки). Дают собственное определяют является ли ситуация коррупцией или нет, аргументируют свой ответ.

Жюри выставляет баллы командам: Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл. Баллы вносят в протокол жюри.

№ ролика

Сюжет ролика

Верная правовая трактовка ролика

Кадры из художественного фильма «Гараж»

Яв бытовая - нарушаются права потребителей, чиновники лоббируют свои экономические интересы, кумовство рупции: взятка

Кадры из фильма «Служебный роман»

Изо политическая коррупция в области административного управления, стремление сделать карьеру любым способом коррупции

Кадры из фильма «Старики разбойники» - 1

Я использование чиновниками своего положения, кумовство

Кадры из фильма «Берегись автомобиля»

Яв выраженная коррупция. Форма: бытовая коррупция, , взятка , взятка служебного положения

Кадры из фильма «Операция Ы»

Экономическая коррупция Хищение (растрата) средств с использованием служебного положения раженная коррупция. Форма: растрата и попытка сокрытия растраты

5. Анализ последствий коррупции для государства и общества. Команды представляют подготовленное домашнее задание.

Тема выступления

Важные теоретические аспекты, которые должны быть затронуты

1. Исторический аспект возникновения коррупции, опыт борьбы с коррупцией в разные эпохи.-10-а

Первые упоминания о явлениях коррупции, изменение представлений о коррупции, способы борьбы с коррупцией.

2. Экономические последствия коррупции-10-б

Характеристика разновидностей деловой коррупции, последствия коррупционных действий на уровне микроэкономики и макроэкономики

3. Последствия коррупции для государства и органов власти-10 в

Характеристика особенностей коррупции органов государственной власти; снижение авторитета государственной власти внутри страны и на международной арене

4. Последствия коррупции для личности и семьи-11-б

Характеристика бытовой коррупции. Особенности ее проявления, влияние коррупциив хозяйственно-бытовой сфере, и сфере межличностных отношений, деформация процесса социализации

5. Правовая ответственность за коррупционные правонарушения -11-а

Формы коррупции, меры уголовной ответственности за преступления в сфере коррупции; изменения в законодательстве в области противодействия коррупции.

Методический комментарий: команды представляют домашнее задание по заданной теме (предварительно каждая команда выбирает одну тему). Продолжительность выступления – 3 минуты, выступление может сопровождаться презентацией (максимально – 4 слайда) Жюри конкурса оценивает выступление команд по следующим критериям:

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

1 балл

Коммуникативный замысел

1 балл

Представление материала

3 балла

6. Защита плакатов, "Скажем коррупции "Нет!", иллюстрирующих методы борьбы с коррупцией.

Пока ребята оформляют плакаты, зрители смотрят социальный ролик о вреде коррупции, жюри подводит итоги игры.

Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
  2. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.
  4. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
  5. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
  6. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
  7. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

  1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

  1. Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

По 1 б. за верный ответ, макс=2б

2. народная муджрость – 1б

3. Распознавание ситуаций коррупционного поведения Фильм

Правильный ответ – 1 балл, наличие верной аргументация – 1 балл.

Макс.=2б

4. Анализ последствий коррупции для государства и общества - домашнее задание

См. ниже

Макс=5 б

5. Защита плакатов"Скажем коррупции "Нет!"

Макс+5

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ

Правила оценивания домашнего задания.

Критерий

Характеристика критерия

Баллы

Соответствие направлениям, указанным в таблице. Однако команды могут избрать иную трактовку вопроса не противоречащую заявленной теме

1 балл

Коммуникативный замысел

Убедительность аргументации, логика подача материала;

1 балл

Представление материала

Эмоциональность, обращенность к аудитории; свободное владение монологической речью, качество презентации, количество слайдов.

3 балла


19 сентября 2014г. в гимназии прошла деловая игра « Коррупция как есть…»

(сценарий игры прилагается)

«Познавательная игра «Коррупция как есть …»

Цели:

 способствовать формированию устойчиво-отрицательного отношения к коррупции как социальному злу, пониманию её сложности, глубины и негативности последствий для каждого человека в отдельности и общества в целом;

 ориентировать учащихся на необходимость противодействия коррупции для развития и процветания общества.

Комментарии учителя: Как показывает мировая история, коррупция имела и по-прежнему в той или иной степени имеется в любом обществе и в любой стране. При очевидности ответа на вопрос «Чем вредна коррупция?» ответ на него далеко не всегда звучит однозначно. Предлагаю вам в этом убедиться.

Мозговая атака «Да - Нет»

Задание: Каждый участник имеет две карточки «+» и «-». Учитель называет различные последствия и проявления коррупции. Те учащиеся, кто считает, что следствие негативное - поднимает карточку «-», те, кто положительным - «+»:

 коррупция аморальна, задаёт неверные ориентиры для общества.

 коррупция - основа криминальных структур.

 коррупция позволяет в короткие сроки решать личные проблемы и удовлетворять свои потребности, без «нервотрёпок» преодолевать бюрократические барьеры.

 для многих представителей малоимущих слоёв населения коррумпированное поведение - возможность противостоять бедности (например, воспитатель детского сада получает поощрения от родителей за более внимательное отношение к их ребёнку, и т. д.).

 в угоду отдельным личностям губится наше общее достояние и достояние потомков (например, чиновники закрывают глаза на бесконтрольную вырубку и вывоз ценных пород дерева за «приемлемое» вознаграждение).

 многие действительно талантливые люди смогли заявить о себе и впоследствии стать известными благодаря «полезным» связям.

 коррупция делает управление на всех уровнях неэффективным, т. к. «отбор кадров» осуществляется не по деловым качествам, а по умению встроиться в систему коррупционных связей.

 высокий уровень коррумпированности всех сфер жизни роняет авторитет России на международной арене.

Комментарии учителя: Прежде чем вам будет предложено следующее задание, приведу следующий исторический факт. Петром I был утверждён так называемый «Табель о рангах» - документ, которым чётко определялся правовой статус чиновников государственного аппарата, а право на почёт признавалось только личными заслугами каждого. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату. Однако госаппарат при Петре I настолько разросся, что содержать его стало проблематично. Жалованье выплачивалось нерегулярно, поэтому взятки вновь стали основным источником дохода, особенно для чиновников низших рангов. Мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Пётр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдёт у государства деньги, на которые можно купить верёвку, будет повешен, на что генерал-прокурор Ягужинский хладнокровно ответил: «Не хватит верёвок».

Это яркий пример того, что коррупция – явление не случайное и эпизодичное, а системное. И как любая система она имеет свою структуру, каждый элемент которой – важное звено, имеющее свое назначение.

Лото «Коррупция: структурные элементы»

Задание: на игровое поле лото с указанными структурными элементами коррупции наложите карточки с соответствующими определениями, понятиями или примерами (каждое правильное наложение – 1 балл)

Игровое поле:

Карточки (вырезаются и раздаются игрокам в комплекте в конверте)


Те, кем совершается коррупционное деяние: с одной стороны - государственное или частное лицо, наделённое официальными полномочиями, статусом, авторитетом, с другой – тот, кто по доброй воле или принудительно способствует удовлетворению интересов первого.

Конфликт интересов между государственным, общественным долгом с одной стороны и личной корыстью – с другой.

Граждане государства: их интересы, социальное и экономическое благополучие, безопасность, т.д.

Все, кто вовлечён в систему коррупционных связей

Взятка, давление, принуждение, вымогательство, хищение, злоупотребление служебным положением..

Против чего направлено коррупционное деяние – общественное благо и государственный интерес.

Прямая материальная и/или нематериальная выгода, преимущества в чём-либо.


Использование служебных полномочий, статуса, авторитета

Государственный, общественный и частный сектор во всех сферах жизни общества. Укоренённость в сознании общества, менталитете.

Игровое поле с наложенными карточками сдаётся в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

«Не бывает дыма без огня»

Комментарии учителя: Как не бывает дыма без огня, так и широкомасштабное распространение коррупции в России является следствием целого комплекса причин. Как в медицине врач прежде, чем лечить, определяет диагноз больного – причину недомогания, - так и в отношении коррупции - определение и чёткое обозначение причин её возникновения – необходимое условие в выработке мер по борьбе с этим социальным злом.

Задание: Командам предлагается «ромашка», состоящая из 6 «лепестков» - причин коррупции. Каждая команда выбирает по «лепестку» - причине. По истечении 3-4 минут группового обсуждения, участники знакомят своих соперников с этой причиной и для точного понимания приводят конкретные пример. Жюри оценивает правильность понимания причины и выразительность и примеров (максимальное количество баллов – 3)

Причины коррупции («лепестки ромашки»):

 Недостаточная правовая подготовка граждан, информированность населения о последствиях коррупции для общества.

 Отсутствие подлинной независимости средств массовой информации.

 Стремительный рост количества чиновников как кадровой базы коррупции.

 Моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на её низшем уровне.

 Криминализация значительной части политической элиты.

 Неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности.

«Не подмажешь - не поедешь».

Комментарии учителя: Специалисты, занимающиеся изучением феномена коррупции, выделают различные формы коррупции, которые классифицируются по различным признакам: по сферам проявления (экономическая и политическая), по характеру самого деяния (легальная, преступная, уголовная), по уровню распространения (низовая, верхушечная, международная) и так далее. При выполнении следующего задания, мы познакомимся с так называемой бытовой коррупцией. Бытовое понимание коррупции формируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке и подаётся как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, определённые правила игры, которые из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Ужасно то, многие россияне относятся к этому как «к норме».

Задание: Соедините стрелками звенья цепочек, отражающих сущность указанных форм бытовой коррупции (за каждую верно сформированную «цепочку» - 2 балла):


Формы бытовой коррупции

Категория

граждан-участников


Проявления

коррупции


Меры борьбы

Коррупция выживания

Малоимущие

слои населения.


«Нужен паспорт за три дня, а его делают три недели», «Плачу, чтобы быстрее продвинуться в очереди на место в детский сад»

Серьёзная правоохранительная и оперативная работа

Коррупция комфорта

Властные и богатые.

«Хочу того, что не положено,

за хорошие деньги»,

«Купить можно всё, в т.ч. и закон»


Повышение уровня социальной сферы, «горячие линии» с властями и правоохранительными органами по проблеме обирания бедняков

Коррупция престижа

«Средний» класс.

Старушка отдаёт 50 руб санитарке в больнице, такой же жалкой беднячке.

Снижение бюрократии, развитие и усовершенствование инфраструктуры, преследования за использование служебного положения, т.д.

Бланк с выполненным заданием команды сдают в жюри, после чего учитель озвучивает верные ответы.

Статьи по теме: