Мнимый больной. Пересказ комедии «Мнимый больной» Мольера Жан батист мольер мнимый больной краткое содержание

Комедия «Мнимый больной» Мольера была написана в 1673 году. Это одна из лучших работ французского драматурга, которую успешно ставят и по сей день. Примечательно, что четвертое представление комедии, в которой Мольер играл Аргана, стало последним для комедиографа, скончавшегося сразу после спектакля.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мнимый больной» по действиям. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Арган – мнимый больной, глава семейства, мнительный человек, излишне доверяющий докторам.

Белина – молодая жена Аргана, мечтающая завладеть его состоянием.

Анжелика – старшая дочь Аргана, которая хочет выйти замуж по любви.

Клеант – красивый юноша, возлюбленный Анжелики.

Туанетта – служанка в доме Аргана, решительная, открытая женщина.

Другие персонажи

Луизон – младшая дочь Аргана, родная сестра Анжелики.

Беральд – брат Аргана, который хочет ему открыть правду на мошенников-лекарей.

Тома Диафуарис – молодой врач, жених Анжелики.

Пургон – лечащий врач Аргана.

Флеран – аптекарь, снабжающий Аргана лекарствами.

Господин Де Боннфуа – нотариус.

Действие первое

Арган сидел за столом и подсчитывал « счета своего аптекаря » Флерана. Он был возмущен стоимостью лекарств, которые аптекарь поставлял ему в большом количестве. Среди снадобий, выписанных доктором Пургоном, были « легонький клистирчик, подготовительный и мягчительный », снотворное и успокоительное питье, средство « для прочистки и изгнания желчи » и многое другое.

Служанка Туанетта искренне не понимала, от какой болезни лечится ее хозяин, и считала, что он для доктора и аптекаря – « хорошая дойная корова ». Супруга же давала Аргану лекарства по первому требованию, втайне надеясь, что он рано или поздно отравится ими, а дочь Анжелика молчала из уважения к отцу.

Анжелика поделилась с Туанеттой своей сердечной тайной – она была влюблена в Клеанта и мечтала выйти за него замуж. Однако у Аргана были иные планы на свою красивую юную дочь. Несмотря на то, что его жена, мачеха Анжелики и ее сестры Луизон, уговаривала мужа отдать обеих девушек в монастырь, он решил выдать старшую дочь за Тома Диафуаруса – племянника господина Пургона. Юноша был хорошо собой, богат, и « через несколько дней получит докторский диплом ». Арган согласился на тот брак, поскольку мечтал видеть среди близких родственников врачей. Так он мог обеспечить себе постоянный медицинский контроль.

За Анжелику заступилась бойкая Туанетта, которая не боялась спорить с хозяином и говорить ему в лицо только правду.

Арган, чувствуя себя хуже, решил позвать нотариуса, чтобы составить завещание в пользу своей жены Белины. Однако господин де Бонфуа ответил, что « обычай не позволяет » сделать это. Арган попросил нотариуса как-то обойти этот обычай.

Анжелика сообщила возлюбленному, что ее « сватают за другого ».

Действие второе

Клеант появился в доме Анжелики под видом учителя пения. Увидев своего любимого, девушка чуть было не выдала себя.

Туанетта сообщила Аргану о приходе отца и сына Диафуарус. Он очень обрадовался, и предложил Клеанту познакомиться со своим будущим зятем, а также пригласил на свадьбу, которая « состоится через четыре дня ».

Увидев Аргана, Тома Диафуарус рассыпался в любезностях. Его пылкая речь впечатлила даже Туанетту. Тома презентовал свой трактат « против последователей теории кровообращения » – молодой врач был ярым противником новых взглядов и теорий в медицине. Также жених пригласил Анжелику « на вскрытие женского трупа, которое состоится на днях ». Туанетта заметила, что « вскрытие трупа – это, конечно, гораздо более светское удовольствие », нежели обычный поход в театр.

Арган попросил дочь развлечь гостей своим пением. Клеант и Анжелика исполнили « одну сцену из новой оперы ». Хозяину не понравилась излишне откровенный текст песни, и он прервал молодых людей. Он попросил дочь дать клятву верности своему будущему супругу. Анжелика отказалась сделать это – ей нужно время, чтобы возникла « взаимная склонность, которая так необходима для заключения счастливого союза ».

Разгневанный Арган поставил дочери условие – или она выйдет замуж за Тома через четыре дня, или отправится в монастырь.

Когда Диафуарусы покинули дом Аргана, его навестил родной брат Беральд, чтобы предложить « хорошую партию » для своей племянницы. Увидев, что тот расстроен поведением непокорной дочери, Беральд решил его немного развеселить. Он привел « к нему цыган и цыганок, одетых маврами », которые принялись петь и плясать.

Действие третье

Воспользовавшись удобным случаем, Туанетта попросила Беральда вмешаться и « помешать этому нелепому браку ». Также служанка поделилась своей идеей, как отвадить вымогателя и шарлатана Пургона от их дома.

Беральд принялся отчитывать брата за его пристрастие к болезням и лекарствам. Он хотел, чтобы тот перестал « считать себя больным, наперекор мнению людей и самой природе ». Беральд выгнал Флерана, который принес Аргану новый клистир. Узнав об этом, оскорбленный доктор Пургон отказался от своего постоянного клиента.

В этот момент в доме появилась Туанетта, переодетая доктором. Она рассказала, что о таком знаменитом больном, как Арган, повсюду идет молва. Она нещадно раскритиковала методы лечения доктора Пургона, и наказала мнимому больному есть вкусную сытную пищу, пить крепкое вино и позабыть обо всех старых рецептах.

Чтобы показать хозяину искренность чувств молодой жены и детей, Туанетта предложила ему притвориться мертвым. Узнав о смерти мужа, Белина очень обрадовалась, в то время как Анжелика принялась горько оплакивать любимого батюшку. Умерший внезапно воскрес и дал свое согласие на свадьбу.

Беральд предложил брату самому выучиться на доктора. По его мнению, когда говорит человек в мантии, « всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость разумной речью ».

Заключение

В произведении показана проблема разложения буржуазного общества на примере одной семьи, в которой все «мнимое»: больной глава семейства, любовь и забота его алчной жены, опека докторов-шарлатанов.

Краткий пересказ «Мнимый больной» можно использовать для читательского дневника.

Тест по комедии

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 70.

После долгих подсчетов и проверок записей Арган понял наконец, отчего в последнее время так ухудшилось его самочувствие: как выяснилось, в этом месяце он принял восемь видов лекарств и сделал двенадцать промывательных впрыскиваний, тогда как в прошлом месяце было целых двенадцать видов лекарств и двадцать клистиров. Это обстоятельство он решил непременно поставить на вид пользовавшему его доктору Пургону. Так ведь и умереть недолго.

Домашние Аргана по-разному относились к его одержимости собственным здоровьем: вторая жена, Белина, во всем потакала докторам в убеждении, что их снадобья скорее всяких болезней сведут муженька в могилу; дочь, Анжелика, может быть, и не одобряла отцовской мании, но, как то предписывал ей дочерний долг и почтение к родителю, скромно помалкивала; зато служанка Туанета вконец распоясалась - поносила докторов и нахально отказывалась изучать содержимое хозяйского ночного горшка на предмет изошедшей под действием лекарств желчи.

Та же Туанета была единственной, кому Анжелика открылась в охватившем её чувстве к юноше Клеанту. С ним она виделась всего один раз - в театре, но и за это краткое свидание молодой человек успел очаровать девушку. Мало того, что Клеант был весьма хорош собой, он еще и оградил Анжелику, не будучи тогда знакомым с нею, от грубости непочтительного кавалера.

Каково же было изумление Анжелики, когда отец заговорил с ней о женитьбе - с первых его слов она решила, что к ней посватался Клеант. Но Арган скоро разочаровал дочь: он имел в виду отнюдь не Клеанта, а гораздо более подходящего, с его точки зрения, жениха - племянника доктора Пургона и сына его шурина, доктора Диафуаруса, Тому Диафуаруса, который сам был без пяти минут доктор. В Диафуарусе-младшем как в зяте он видел кучу достоинств: во-первых, в семье будет свой врач, что избавит от расходов на докторов; во-вто-рых, Тома - единственный наследник и своего отца, и дяди Пургона.

Анжелика, хоть и была в ужасе, из скромности не произнесла ни слова, зато все, что следует, Арган выслушал от Туанеты. Но служанка только понапрасну сотрясала воздух - Арган твердо стоял на своем.

Неугоден брак Анжелики был и Белине, но на то у нее имелись свои соображения: она не желала делиться наследством Аргана с падчерицей и потому всеми силами старалась спровадить её в монастырь. Так что свою судьбу Анжелика полностью доверила Туанете, которая с готовностью согласилась помогать девушке. Первым делом ей предстояло известить Клеанта о том, что Анжелику сватают за другого. Посланцем она избрала давно и безнадежно влюбленного в нее старого ростовщика Полишинеля.

Шествие опьяненного любовью Полишинеля по улице, приведшее к забавному инциденту с полицией, составило содержание первой интермедии с песнями и танцами.

Клеант не заставил себя ждать и скоро явился в дом Аргана, но не как влюбленный юноша, желающий просить руки Анжелики, а в роли временного учителя пения - настоящий учитель Анжелики, друг Клеанта, будто бы вынужден был срочно уехать в деревню. Арган согласился на замену, но настоял, чтобы занятия проходили только в его присутствии.

Последние несколько дней Арган провёл в долгих подсчётах и записях. Благодаря им он наконец выяснил, почему в последнее время он стал так плохо себя чувствовать: оказалось, что в последний месяц он перебрал с лекарствами;им было принято около сорока видов разнообразных таблеток и микстур, сделано пятнадцать уколов и четырнадцать впрыскиваний. Арган решил выразить своё недовольство его лечащему врачу, доктору Пургону - он чуть не довёл его до смерти!

Члены семьи по-разному относились к тому, что у Аргана гипертрофированный интерес к собственному здоровью. Его вторая жена, Белина, добросовестно выполняла все наказания многочисленных врачей, надеясь, что лекарства угробят муженька быстрее, чем какая-нибудь простуда. Его дочь, Анжелика, не приветствовала потуг отца вылечить очередное выдуманное заболевание, однако она покорно молчала, не смея пререкаться со старшими. Зато служанка Туанета не молчала: она осуждала докторов и нахально пререкалась с больным, отказываясь делать ему какую-нибудь припарку.

Однажды Анжелика рассказала Туанету о мучавшем её секрете: она впервые влюбилась в юношу по имени Клеант. Видела она его всего лишь однажды - но тот успел произвести на неё впечатление, спася девушку от грубости какого-то джентльмена.

Анжелику охватило волнение, когда отец впервые заговорил с ней о свадьбе - девушка решила, что Клеант попросил её руки и сердца. Но её пыл быстро остудили: отец собирался сватать её за более подходящего, по его мнению, жениха. Этим женихом оказался племянник его лечащего доктора Пургона, Тому Диафуаруса, который сам скоро станет врачом. Арган воодушевлённо расписывал дочери достоинства будущего зятя: во-первых, у неё всегда будет под боком врач, и ей не придётся тратиться на докторов. Во-вторых, Тома наследует состояния и отца, и дяди Пургона.

Анжелика ничего не сказала отцу, но после их беседы долго плакала на плече у Туанеты. Служанка высказала Арагану всё вместо дочери. Но всё было напрасно - Арган был словно глухой.

Белина тоже не хотела допустить брака Анжелики по своим собственным причинам: жадная мачеха не хотела делиться наследством мужа с девчонкой, и пыжилась упрятать её в монастырь. Таким образом, судьба Анжелики оказалась полностью в руках Туанеты, и служанка с радостью приняла это бремя. В первую очередь надо было поставить Клеанта в известность, что Анжелику хотят выдать замуж за другого. Она послала к Клеанту давно влюблённого в неё ростовщика Полишинеля.

Первая интермедия, содержащая песни и танцы, изображает Полишинеля по улице, который шатается, как пьяный, от любви. Это привело к смешному происшествию с жандармами.

В скором времени Клеант появляется в доме Аргана, но не из-за любви к Анжелики, а в качестве заменяющего учителя пения - последний по срочным делам ненадолго уехал в деревню. Арган пошёл на уступки при условии, что он будет присутствовать при занятиях.

Едва урок начался, как пришли Диафуарус-отец и Диафуарус-сын. Сын поприветствовал Аргана высокопарной речью. Затем он принял Анжелику за будущую тёщу. Узнав о своей ошибке, он поспешил торжественно сделать ей предложение. Все присутствующие издали вздох умиления, увидев эту сцену. Тома подарил своей будущей супруге трактат о вреде кровообращения, написанный им собственноручно. Для празднования столь знаменательного события он выбрал музей, где производилось публичное вскрытие мёртвой женщины.

Арган захотел, чтобы его дочь тоже как-то проявила себя. Его взгляд пал на учителя пения, и Арган заставил Анжелу развлечь присутствующих пением. Клеант дал ей ноты и сказал, что сейчас они споют его новую оперу - пусть Анжела приготовится к лёгкой импровизации. В опере пелось о двух влюблённых - пастушке и пастушке. Под пастушком не сложно было опознать Клеанта, а в его возлюбленной - Анжелу. Исполняя оперу как бы для всех, Клеант на самом деле обращается к одной единственной, пересказывая их историю любви, которая якобы была сюжетом пьесы. Оканчивается пьеса следующим описанием: пастушок приходит в дом пастушки, услышав о том, что отец собирается отдать его любимую за недостойного ухажёра. Так, у всех на глазах, пастушок изъясняется в любви к пастушке. Клеант и Анжелика поют трогательную импровизацию, поочерёдно признаваясь друг другу в любви до гроба и клянясь в верности.

Дуэт продолжался до тех пор, пока Арган не приказал им остановиться - сам не понимая, в чём дело, он чувствовал, что дело в этой опере. Когда музыка смолкла, Арган приказывает дочери взять Тома под руку и при всех назвать своим мужем. Анжелика, до этого самого момента будучи покорнее овечки, неожиданно отказывается от приказа отца. Дивфуарусам приходится покинуть дон несолоно хлебавши, пыжась при этом сохранить своё достоинство.

Арган в бешенстве. Белина, зайдя к Анжелике, застаёт там Клеанта, который тут же поспешно убегает. Когда к Аргану приходит его брат, Беральд, и говорит о том, что есть ещё один достойный кандидат на роль супруга для Анжелики, отец ничего не хочет слышать. Беральд приглашает в дом цыган, которые своими песнями и плясками должны были развлечь угнетённого Аргана.

Вторая интермедия заключает в себе танцы цыган и их жизнерадостные песни о людях, любви и весне. Так зрителей развлекают между действиями.

Беральд пытается образумить своего брата, но бесполезно: тот хочет в зятья только врача, и никого другого. Желание его дочери имеют второстепенное значение. Беральд недоумевает: зачем Аргану, обладая таким крепким здоровьем, тратить время на каких-то врачей? Крепкое здоровье его брата Беральд объясняет тем, что тот ещё не умер, принимая такое огромное количество разных лекарств.

Постепенно братья начинают говорить о медицине в целом и в частности - имеет ли она право существовать? Беральд допускал, что врачи - люди образованные, разбираются в гуманитарных науках, знают древние языки. Но всё же они - вруны и притворщики, которые вымогают деньги у больных. Остальная же их часть - те, которые верят в магию этих шарлатанов, но всё же не теряют возможность взять на лапу себе. Организм человека чужд всякого рода вмешательствам - он сам по себе тонок, сложен и органичен. Только природа может излечить болезнь, если при этом ей не будут мешаться доктора.

Но никакие убеждения Бертольда не действуют на Аргана. Последним и единственным выходом остаётся сводить этого упорного сторонника медицины на комедию Мольера, где автор так ловко высмеивает горе-лекарей. Арган чхать хотел на Мольера и убеждает брата, что тот умрёт страшной смертью, если не послушается врачей.

Тут приходит аптекарь Флеран и приносит клистир, который доктор Пургон изготовил специально для Аргана. Несмотря на активное сопротивление своего брата, Бертольд всё-таки прогоняет его прочь. Уходя, Флеран обещает рассказать всё самому Пургону. И действительно - через некоторое время вбегает доктор Пургон, уязвлённый до самого сердца. Он многое готов пережить, но чтобы вот так, ни за что, отвергали его клистир… Пургон заявляет, чтобы Арганон больше не смел являться к нему с какими бы то ни было просьбами. И злобно замечает, что без должного докторского ухода он, несомненно, скоро умрёт.

Тут появляется Туанета, переодетая в странствующего лекаря. Он представляется наилучшим доктором, который обладает лучшими лекарствами и рекомендациями во всём мире. Его заинтересовал Арган, которого никто никак не может вылечить, и предлагает свои услуги - дескать, его уникальный случай представляет большую ценность для медицины. Новый доктор заявляет, что Пургон - неуч. Ставит противоположный ему диагноз, оставляет рецепт и уходит.

Медицинские дрязги закончились, и братья снова обсуждают замужество Анжелики. Арган настаивает, что либо она выйдет за доктора, либо уйдёт в монастырь. Белина навязывает мужу последний вариант, и Арган уверен, что у его любимой жены есть хоть какая-то неприязнь к падчерице. Тогда Туанета решает подстроить ситуацию, которая раскроет истинные намерения Белины. Арган соглашается принять в этом действии участие и притворяется мёртвым.

Белина, узнав о кончине мужа, не скрывает своей радости - наконец-то все деньги достались ей! Анжелика и Клеант, наоборот, впадают в отчаяние и горько плачут. Арган неожиданно воскресает, дав согласие на помолвку дочери с Клеантом при условии, что жених получит медицинское образование.

Беральд предлагает брату самому стать доктором. А если в его старую голову ничего не вобьётся, так это не страшно - всё равно ничего знать о медицине ему не нужно. Достаточно одеть докторский халат и шапочку, рассуждая о болезнях на латинском языке.

Последнюю интермедию исполняют знакомые Беральда актёры. Она получается комичная, танцевальная и музыкальная. Происходит посвящение Аргана в доктора.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Мнимый больной». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Драматургический сюжет «Мнимого больного» несложен. Это комедия о разложении буржуазной семьи. В пьесе идёт полемика о медицине, её возможностях и роли докторов в судьбе человека, параллельно развивается любовная линия. Из этого перечисления тем уже видно, что Мольер органически соединил в своей комедии драматические, публицистические и лирические эпизоды.

Основной конфликт комедии, ее центральная интрига состоят в столкновении Аргана с дочерью Анжеликой, которая избрала себе недостойного, с позиций отца, жениха. Арган смотрит на дочь, как собственник на вещь. Он готов распорядиться её судьбой по своему усмотрению, разрушить её счастье, её любовь. Чувства девушки, её стремления, надежды его не волнуют. И здесь возникает второй, значительно более важный план произведения. Он связан с темой мнимой любви, мнимой заботы, ханжеских чувств, способных погубить настоящие. Мелочность и суетность несут угрозу высокому, истинному. Зять-слуга, который будет ухаживать за тестем, ставить ему клистиры, делать промывания и кровопускания — вот подлинная цель Аргана. Именно поэтому, вопреки желаниям Анжелики, он останавливает свой выбор на докторе Томе Диафуарусе. То есть нравственный выбор героя в данном случае определяется лишь тем, как тот или иной человек из его окружения относится к клистиру. Вот уж воистину серьёзная и высоко этическая позиция! Кроме чувства сарказма и брезгливости, она ничего не может вызвать у зрителя и читателя.

Естественно, не выдуманная, а реальная жизнь мстит за такое мироощущение. Арган испытывает нежность к своей второй жене Белине, ибо считает её сочувствие, почтительность, благоговейность настоящими, а между тем они лицемерно лживы. В их основе не любовь к мужу, а презрение к нему, ожидание его скорой смерти, которая позволит завладеть богатством, вырваться из дома и зажить в своё удовольствие.

Арган разыгрывает мнимую смерть. И тут фальшь заботы и любви Белины проявляются в полную силу: она в восторге от кончины мужа, она торжествует. Ей не терпится быстрее захватить важные документы и деньги.

Высокую оценку художественного мастерства Мольера, создателя образа лицемерно-ханжеской натуры Белины, дал французский писатель Оноре де Бальзак. Он писал: «Начертав с потрясающей правдивостью образ женщины, которая считает последние минуты безрассудного старика, образ корыстной супруги и злой мачехи, великий человек доказал, что смерть сразила его в ту пору, когда могучий гений его был в полном расцвете и мог создавать всё новые шедевры». Итак, от одной иллюзии — иллюзии верности и преданности супруги — Арган спасён. Но он продолжает оставаться в плену своих медицинский суеверий. Они вызывают резкое неприятие, доходящее до сарказма, у брата Аргана — Беральда. Но именно поэтому мнимый больной и не доверяет ему.

Неизвестно, что вызвало такое резко отрицательное отношение Мольера к медицине. Возможно, её вечное несовершенство, возможно, тяжёлое физическое состояние самого драматурга. Но главное в комедии — не проблемы медицины, а высмеивание стремления человека спрятаться от настоящей жизни под личиной придуманных им жизненных обстоятельств.

Система персонажей "Мнимого больного" Мольера соответствует замыслу комедии. В неё вписываются и сатирические образы врачей с их «говорящими фамилиями» — одним из верных признаков комедии классицизма (например, доктор Пургон, чья фамилия вызывает в сознании название слабительного лекарства пурген). Другой врач — Диафуарус-старший — доктор-схоласт, произносящий как заклинания заученные медицинские термины, «звонкую галиматью и вычурную болтовню», при этом абсолютно пренебрегая судьбой пациентов. Они для доктора, который, но сути, мнимый врач, лишь сырье для производства неких манипуляций, предписанных правилами. Вот почему ему проще и безопаснее лечить простых людей: «С ними куда легче. Вы ни перед кем не отвечаете за свои действия: надо только следовать правилам науки, не заботясь о том, что из этого получается». Богатых и знатных лечить опасней: «Когда они заболевают, они непременно хотят, чтобы врач вылечил их».

Не случайно возникает в комедии и еще один «мнимый» человек. Это сын доктора Диафуаруса Том. Том Диафуарус создаёт бездарный, мнимо научный трактат, который, однако, позволяет ему сделать карьеру. И он бросается в бой против подлинных учёных, настоящих врачей, «наводит на них страх», потому что истинное подавлено схоластикой, мнимыми значимостью и пользой.

Так в комедии возникает центральный мотив истинного и ложного, мотив, который способен развернуться в приговор Диафуарусам и Пургонам не только в медицине, но и в литературе, искусстве, науке — во всех сферах человеческой деятельности. Именно против носителей ложных ценностей направлено всё сатирическое мастерство Мольера-драматурга, именно этого ему и не простили порочные люди, надевшие на себя маски святош.

Статьи по теме: